
Выдающийся физик и астроном Галилео Галилея по имени Галилеус много лет искал доказательства гелиоцентрической теории Николая Коперника. Его удалось найти только в 1610 году, когда впервые в истории науки он использовал телескоп для наблюдения небесных тел.
Выдающийся физик и астроном Галилео Галилея по имени Галилеус много лет искал доказательства гелиоцентрической теории Николая Коперника. Его удалось найти только в 1610 году, когда впервые в истории науки он использовал телескоп для наблюдения небесных тел. С ее помощью он сделал много великих астрономических открытий, среди прочих фазы Венеры.Это открытие - Галилей, мудро провозгласил он - в соответствии с преобладающим обычаем - в форме следующего стихотворения: Haec immatura и я, iam frusta, leguntur oy (эти вещи еще не совсем понятны для меня). Многие ученые тщетно пытались разгадать тайну помещения букв в предложение, которое было произнесено. Через некоторое время сам Галилейз сделал это и дал фактический текст анаграммы, который был следующим: Cynthiae figuras aemulator Mater Amorum (Мать любви подражает фазе Cynthia).
Это было важное открытие, подтверждающее истинность теории Коперника во всей ее полноте. Однако мало кто сразу поверил, что Венера показывает фазы, похожие на фазы Луны. Это можно было увидеть только с помощью телескопа, который в то время не имел широкого применения. Более того, некоторые настолько игнорировали это великолепное оптическое устройство, что даже не хотели смотреть в окуляр телескопа, чтобы убедиться в истинности слов Галилея.
Механизм образования фаз Венеры, конечно, такой же, как и механизм образования фаз Меркурия. Ведь обе планеты вращаются внутри орбиты Земли, поэтому их появление на небе зависит от положения наблюдателя и Солнца. Когда данная планета находится в нижнем соединении, то есть точно между Землей и Солнцем, она поворачивается к нам с неосвещенным полушарием. Мы говорим тогда, что Венера или Меркурий являются новыми.
Противоположная ситуация возникает во время верхнего соединения, когда Меркурий или Венера находятся на противоположной стороне Солнца, чем Земля. Тогда данная планета поворачивает к нам свое освещенное полушарие и в полной мере относится к наблюдателю Земли. Затем, однако, он тонет на солнце, и его на самом деле нельзя наблюдать. В такой фазе его можно увидеть только во время полного затмения Солнца, когда лунный шар затеняет и подавляет ослепительную яркость нашей дневной звезды на некоторое время.
Более низкие планеты, скорее всего, будут наблюдаться, когда одна из них будет вытянута на восток или запад, то есть когда они расположены дальше к востоку или западу от Солнца.
В первом случае Меркурий или Венера сияют в вечернем небе как «вечерние звезды» и видны наблюдателю Земли в первой четверти. Во втором случае они сияют в утреннем небе как «утренние звезды» и видны в последней четверти.
Заслуживает внимания тот факт, что Меркурий и Венера сияют больше всего, когда находятся на востоке или западе. Хотя все их щиты не видны в то время, они намного больше по угловым размерам, чем во время соединения сверху, потому что они намного ближе к Земле. Они еще ближе к нам во время нижнего сустава. но тогда их темные щиты не видны, за исключением коротких периодов, когда данная планета проходит перед Солнцем.
Интервал времени между двумя последовательными нижними суставами, то есть от новолуния до новой планеты, называется синодическим периодом его обращения. Это больше, чем время, которое Меркурий или Венера тратят на завершение орбитального цикла. Земля не стоит на одном и том же месте, поэтому данная планета может столкнуться с ней на одной стороне Солнца, а не с каждым орбитальным контуром. Такие встречи нашей планеты с Меркурием происходят примерно каждые 116 дней, а с Венеры - каждые 584 дня.
Фото 1: http://dracul.kill.pl/~bielu/astronomia/
Фото 2: http://www.astro.uni.wroc.pl/